Подписаться! Лента новостей Зеленое движение Ценности

Стрит-арт ROA: изменят ли рисунки на зданиях отношение людей к животным?

Бельгийский уличный художник сделал стрит-арт способом борьбы за права животных.
0 комментариев
Продолжение темы:

В канун Дня защиты китов и дельфинов – рассказ о человеке, который с помощью своего творчества заставляет людей взглянуть по-новому на окружающий мир и оценить сложившиеся на сегодняшний день взаимоотношения с животными.

ROA не просто рисует на стенах, он меняет привычное отношение людей к окружающему миру. Герои его работ – дельфины, киты, вороны, лошади, муравьеды, жуки и многие другие представители фауны.

Город Вардё, Норвегия. 2012 г.

Символизм в деталях

Почерк граффити-артиста ROA узнаваем с первого взгляда: анималистика, черно-белая гамма с редкими акцентами в цвете, размах и внимание к деталям. Он не стремится показать животных милыми и представить их отношения с людьми в наивно-романтичных красках. Его образы максимально натуралистичны, от чего удивляют и порой шокируют. Замечательный пример его творчества – изображенный на стене шведского жилого дома нарвал (морской единорог из отряда китообразных).

Город Эребру, Швеция. 2013 г.

Рог нарвала сделал это животное уникальным представителем вида. В некоторой степени даже мифическим существом – морским единорогом. Молодой самец, изображенный здесь, к сожалению, попал на крючок. И тем самым, изобразив его, я хотел обратить внимание общественности на то, как этот и многие другие виды животных становятся жертвами человеческой деятельности – охоты и загрязнения окружающей среды”, - рассказал об этом рисунке ROA в интервью порталу Brooklyn Street Art.

Борьба в каждом рисунке

В своих работах ROA комбинирует жизнь, смерть и жизнь после смерти. Частые детали его рисунков – скелеты и внутренние органы животных, что делает его творения еще более реалистичными и символичными. Он не боится сочетать цветовой акцент и монохром, свет и тень, кости и плоть, кровь и гниль – ведь в современной реальности грань между ними слишком тонка и одно без другого практически не существует.

Город Майами, США. 2012 г.

Как и любой художник, ROA вкладывает в произведения свой особый смысл. Через рисунки на стенах многочисленных зданий по всему миру он говорит с жителями разных городов и населенных пунктов, напоминая о том, что обитающим рядом животным все более и более неуютно рядом с людьми, а некоторые из них и вовсе по человеческой вине находятся на грани вымирания.

Город Ставангер, Норвегия. 2013 г.

Однако ROA нравится и то, что люди интерпретируют его работы по-своему – об этом он обязательно старается упомянуть в своих редких интервью. Правда, иногда интерпретации доходят до абсурда. Так, к примеру, в городе Чичестер (Великобритания) во время городского собрания разразился целый скандал с последующим голосованием общественности. Причиной споров стала одна из картин с изображением гниющего барсука, лежащего вверх брюхом, с ранами и кровоподтеками по всему телу. Этот рисунок ROA сделал по приглашению Луизы Мэтьюс – активистки движения за спасение барсуков.

Примечание: Еще в 2008 г. в Великобритании наметили план по отстрелу барсуков, в связи с чем было принято правительственное решение о проведении пилотного проекта. Однако из-за Олимпиады-2012 в Лондоне реализация была перенесена на более поздний срок запуска. Всего проект рассчитан на 4 года и подразумевает уничтожение 75 % барсуков на территории двух экспериментальных зон площадью 150 км². Такие планы вызвали обоснованное возмущение у защитников животных, тем более официально барсуки находятся под охраной британского законодательства.

Город Чичестер, Великобритания. 2013 г.

Это неприемлемо, это гротеск. И я надеюсь, это уберут” – такова была реакция на рисунок у представительницы местной администрации, возмущенной фактическим представлением умирающего животного. Жаль, что с ее стороны так и не было дано разъяснений, что именно она посчитала “гротеском”: то, что своим произведением ROA привлек внимание местных жителей к проблеме отстрела барсуков или то, что истребляются “нежелательные для людей” животные.

В результате общественных обсуждений примерно 50 % населения Чичестера проголосовало за то, чтобы оставить произведение ROA на улицах города. Что же касается движения за спасение барсуков в Великобритании, оно продолжает свою активную борьбу за жизнь животных.

Без исключений никуда

Барсук в Чичестере – отличный пример того, что ROA всегда адаптирует свои работы к специфике той страны и места, где творит. На сегодняшний день своеобразным исключением из этого правила стала лишь одна работа бельгийского уличного художника. Она была создана в рамках проекта North West Walls на прошедшем в начале июля 2014 г. музыкальном рок-фестивале Werchter (Бельгия). Здесь для бельгийца в роли вдохновителя выступило не само место, а конструкция из контейнеров – база под рисунок.

Исходя из “полотна” бельгийский уличный художник решил притянуть всеобщее внимание (ведь рисунок всего за несколько дней могли увидеть тысячи людей) к вопросам легального и нелегального трафика экзотических животных:

Увидев контейнеры, я сразу подумал об этих двух направлениях человеческой деятельности. Нелегальный трафик экзотических животных – это серьезное преступление, возможные последствия которого известны всем. Что же касается легального перевоза и торговли, то огромное количество представителей животного мира содержатся в ужасных условиях. А ради чего? Ради показа в зоопарках Victorian.

Подумалось также о парадоксальных последствиях работы сегодняшних зоопарков: как они экспортируют животных для селекционных программ и как все это приводит к тому, что некоторые виды существуют уже лишь в неволе. Парадоксально, но факт.

Именно поэтому на проекте North West Walls у меня появилась идея использовать контейнеры в роли клеток. И таким образом, вместо того чтобы взять за отправную точку здешних животных, я сделал исключение и изобразил экзотических”, – сообщил ROA в эксклюзивном интервью Citykingz Webshop.

Город Верхтер, Бельгия. 2014 г.

Вокруг света с ROA

Сегодня работы ROA можно встретить по всему миру: в Нью-Йорке и Монреале, Берлине и Лондоне, Варшаве и Москве и во многих других уголках света. Этот таинственный и неподражаемый бельгийский художник создал сотни настенных картин по всей Европе, Америке и даже Африке. И сейчас даже виртуально путешествуя по его рисункам, стоит понять, что природа не всегда красива и притягательна, какой нам ее обычно представляют. В ней много шокирующего и неоднозначного. И ROA хотел бы, чтоб люди об этом помнили.

2009 г.

Город Мехико, Мексика. 2011 г.

Город Гент, Бельгия. 2011 г.

Город Буэнос-Айрес, Аргентина. 2013 г.

Город Нельсон, Новая Зеландия. 2014 г.

Работы ROA – пусть и шокирующее и даже в определенной степени отталкивающее, но все равно важное напоминание о том, что окружающий мир принадлежит не только человеку.

Вероника Юренкова

Источник фото www.facebook.com/ROAStreetArt и roaweb.tumblr.com/archive

Ранее по теме:

Комментарии читателей: